Заросшая гигантская петлеобразная дорога между Уралмашем и Шувакишем – бывший танкодром, полигон Уралмашзавода для изготовленных танков и самоходок. Сходящие с заводского конвейера в годы Великой Отечественной войны танки требовали обкатки для притирки деталей. Грунтовые дороги быстро разбивались под тяжестью тридцатитонной машины, поэтому постановлением Государственного Комитета Обороны от 4 июля 1943 г. было принято решение о строительстве стратегически важного объекта – танковой дороги. Место для ее строительства было выбрано вблизи Уралмашевского завода (УЗТМ – Уральский завод тяжелого машиностроения) за Белой башней (ранее действующей водонапорной башней) в лесном массиве.

Танковая дорога была построена всего за 4 месяца. 21 ноября 1943 по ней прошли первые танки. Это была народная стройка – сюда приходили работать бригадами после основной работы в цехах. Дорога прокладывалась трудно: вырубались сосны и березы, корчевались пни, рылись глубокие траншеи, затем насыпался щебень, на него укладывались огромные плоские каменные блоки, способные выдержать многократные удары стальных траков танковых гусениц от движения десятков машин, проходящих по ней сутками.  Техники не хватало, поэтому многие работы приходилось выполнять вручную. Особенно тяжелой была укладка камней на полотне. Камни неправильной формы, необтесанные, подгонялись плотно друг к другу, чтобы они не выскакивали из своих гнезд при прохождении машин, вбивались в грунт деревянной трамбовкой.

Длина дороги была 6800 метров, ширина на прямой части – 25, а в петлях разворота танка – 10 метров. На прямом участке дороги танки шли навстречу друг другу и должны были разминуться без столкновения. Танковая дорога имеет форму восьмерки с удлиненной средней частью. Северная петля расположена сейчас на уровне улицы Победы, южная – напротив улицы Бакинских комиссаров. К этой петле подходила дорога для танков, сходящих с заводского сборочного конвейера, выложенная броневыми плитами. Весной плиты просыхали раньше дорог в рабочем поселке. Дети из прилегающих бараков чертили на плитах классики и играли, пока не проходил с завода очередной танк.

Сейчас старая дорога поросла травой и кустами, частично застроена гаражами. Камни видны лишь там, где ее пересекают пешеходные тропы. Кроны деревьев, выросших в кюветах 1943 года, почти сомкнулись над дорогой. Лес лечит свои военные раны. Дорога войны стала тропой здоровья уралмашевцев: здесь пролегают лыжные трассы, бегают спортсмены, гуляют пенсионеры и школьники. Эта дорога защитила их жизнь, проводив на фронт тысячи танков, изготовленных руками рабочих. Танковая дорога Уралмашзавода в екатеринбургском Парке Победы – это монументальный памятник труженикам тыла и воинам Великой Отечественной войны на Урале. Но от нее, к сожалению, практически ничего не осталось.

Составила Лилия Якина, главный библиограф ИИЦ-Научная библиотека УрГПУ

Источники информации:

Танковая дорога в Екатеринбурге (картографическая схема). Режим доступа: wikimapia.org; Танковая дорога «Уралмашзавода» – памятник Великой Отечественной войны. Режим доступа: https://www.hobbysalon.ru/russia/ekaterinburg/ltankovaya-dorogar-uralmashzavoda



Понравилась статья? Поделитесь ссылкой на нее со своими друзьями и партнерами:

Один коментарий на Танковая дорога в парке Победы на Уралмаше
  1. В истории России врать нельзя. Не июле, а вионе вышло Постановление.Читайте первоисточник.

    ГКО СССР. № 3503 секретно, 4 июня 1943 года. Постановление. О строительстве танкодромов и дорог для выходов танков на полевые испытания. РГАСПИ Ф. 664 Д.123 Лл. 78-84


[Наверх]

Оставить свой коментарий (сообщение)

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *