Ирбитчане и Уральский Добровольческий танковый корпус > Региональный центр патриотического воспитания

Более 26 000 тысяч человек из Ирбита ушли на фронт. Ирбит стал кузницей оружия и снаряжения для фронта. Заводы получили задание перестроить производство под выпуск военной продукции.

На второй день войны в заводоуправление автоприцепного завода пришли 20 ирбитчанок и попросили направить их на работу вместо мужей, уходящих на фронт. Вскоре на автоприцепном заводе женщины стали кузнецами, вагранщиками, литейщиками.

Рабочий автоприцепного завода Пётр Деревнин писал в заявлении: «Прошу зачислить в танковую или пулеметную часть: владею обеими специальностями».

Маленькому уральскому городу Ирбиту пришлось выполнять срочные заказы фронта по производству боеприпасов. Ирбитскому стекольному заводу довелось изготовлять стекло для танковой и авиационной продукции. На стекольном заводе было организовано корчагинское движение. Девять месяцев подряд коллектив удерживал переходящее Знамя Государственного Комитета Обороны, не раз завоёвывал знамёна министерства ВЦСПС, 3-й гвардейской Волховской стрелковой дивизии, а городу присуждалось знамя 10-го гвардейского Уральского Добровольческого танкового корпуса.

27 ноября 1941 года подошли эшелоны с оборудованием, материалами для мотоциклетного завода. Через два месяца завод дал фронту первые машины. Задача почти непосильная. Город выполнил её по-фронтовому. Не случайно группу работников наградили орденами Красной Звезды.

За годы войны в невероятно трудных условиях Ирбит выпустил около 10 тысяч мотоциклов, так необходимых на фронте. Мотоциклы шли с пулемётом Дегтярёва. Первая партия мотоциклов на фронт была отправлена 25 февраля 1942 года. Для разведывательного батальона Уральского Добровольческого танкового корпуса к марту 1943 года мотозаводцы изготовили 160 боевых машин М-72, которые были приобретены на личные сбережения и средства ирбитчан.

В фонд создания корпуса жители города внесли около трёх тысяч рублей, в те времена это были очень большие деньги. «Боевая колесница» — так с любовью бойцы называли наш мотоцикл. Мотоциклы, любовно сделанные руками ирбитчан, прошли огненную Орловско-Курскую дугу, воевали под Каменец-Подольском и Львовом, на территории Польши, Германии и победным марше дошли до Берлина и Праги. Тремя орденами – Красной Звезды, Александра Невского и Богдана Хмельницкого – награждён 7-й отдельный гвардейский мотоциклетный батальон корпусных разведчиков, удостоенный наименования «Пражский».

В ноябре 1943 года на фронт отправилась делегация трудящихся Свердловской области к землякам, уральцам, в 10-й Гвардейский Уральский Добровольческий танковый корпус. Ирбитчан представляла Мария Александрова, организатор первой комсомольско-молодёжной бригады мотозавода. Встреча была радостной, особенно с ирбитчанами – лучшим разведчиком части Виктором Гришиным, его боевыми товарищами.

На митинге воины давали клятву сражаться до последней капли крови. Делегаты же заверили земляков в ещё большей поддержке тыла.

Из воспоминаний Маши Александровой: «…Перед нашими глазами проходят картины небывалых разрушений: сожженные немцами деревни, взорванные мосты, разрушенные, некогда прекрасные здания городов. И на этом фоне – здоровые, бодрые, веселые лица, подтянутые стройные фигуры наших фронтовиков-уральцев… Наш приезд совпал с великим событием в жизни фронтовиков: 18 ноября Уральскому танковому корпусу вручили Гвардейское знамя.

Приказом по мотобатальону «делегату города Ирбита Марии Степановне Александровой за хорошую работу с личным составом за время пребывания в части…» был подарен немецкий трофейный автомат МР-40 за номером 1408. Сейчас этот автомат хранится в Свердловском областном краеведческом музее.

После приезда М.Александровой её бригада решила выполнять те же сменные задания в сокращенном составе. Вместо 12 осталось 5 человек. Токари и фрезеровщики стали обслуживать по 2 станка, сама Мария – 3. И разработав чёткий график, пересмотрев организацию труда, бригада в 2-3 раза стала перекрывать нормы. А через год члены бригады Надя Малютина и Валя Вятчина обслуживали уже по 7 станков.

У ирбитских хлеборобов не было года, чтобы они не выполнили государственный план сдачи хлеба. Поставки картофеля, овощей по сравнению с довоенным временем увеличились вдвое. А ведь в деревне почти не осталось мужчин: из каждых 10 механизаторов девять ушли на фронт шофёрами, танкистами.

За беспримерный подвиг награжден орденом Ленина бывший тракторист Ирбитской МТС танкист Александр Николаевич Буньков. Он увёл из вражеского расположения наш тяжёлый танк, захваченный гитлеровцами, прихватив заодно и вражеский. На огненной дуге встала на пути бронированного клина 375-я Уральская стрелковая дивизия. Орудие старшего сержанта ирбитчанина Андрея Дорохина не пропустило врага. Подвиг нашего земляка описан в книге С. Айнутдинова «У Обоянского шоссе».

Так ирбитчане своим трудом и ратными подвигами помогали Уральскому Добровольческому танковому корпусу побеждать коварного врага. Все заводы в городе работали на полную мощность. Химфармзавод выпускал лекарственные препараты, швейная фабрика обмундирование для Красной Армии. На заводах достойно трудились фронтовые бригады. Их в октябре 1943 года в нашем городе было 44, а в декабре – более 100.



Понравилась статья? Поделитесь ссылкой на нее со своими друзьями и партнерами:

Оставить свой коментарий (сообщение)

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *